На Федеральном портале проектов нормативных актов для общественного обсуждения опубликован проект измещений в Федеральный закон от 5 апреля 2019 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», которые содержат в себе изменения порядка подачи и рассмотрения жалоб участников закупок.
При первом прочтении предлагаемых изменений в статьи 105 и 106 Федерального закона № 44-ФЗ появляются 2 мысли:
1 — читаешь Арбитражный процессуальный кодекс;
2 — в памяти всплывает поговорка Гарольда Джозефа Ласки «Если джентльмен не может выиграть по правилам, он их меняет».
Что же предлагается:
Законодатель предлагает ограничить участников закупок в сроке подачи жалоб:
- жалоба на положения извещения, документации может быть подана до дня истечения половины срока подачи заявок на участие в закупке (при этом не написано как делить до целого числа семидневный срок подачи заявок), за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 63 Федерального закона № 44-ФЗ, при котором жалоба может быть подана не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке.
- жалоба на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные после даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке (т.е. на необоснованный допуск и отклонение), может быть подана исключительно участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
- жалоба на действия (бездействие) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, совершенные при аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, может быть подана не позднее пяти дней со дня совершения обжалуемых действий (бездействия);
- жалоба на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные при заключении контракта после размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)), может быть подана участником закупки, с которым заключается контракт не позднее даты заключения контракта.
В общем тенденция указания сроков сохраняется в стиле «рабочий день, следующий после истечения одного рабочего дня с даты окончания срока….».
В качестве обоснования уменьшения сроков обжалования разработчики проекта указывают целью «снижения возможности умышленного затягивания процедур закупок в случае, если жалоба на положения документации о закупке подана непосредственно перед окончанием срока подачи заявок для ее рассмотрения в контрольном органе в сфере закупок в период рассмотрения заявок, подведения итогов проведения электронных процедур».
Также уточнены требования к содержанию информации в жалобе. Помимо прочего, необходимо предоставить:
- идентификационный код закупки, а при совместной закупке ИКЗ от всех заказчиков (участники знать не знают, что это такое);
- номер реестровой записи из реестра контрактов, заключенных заказчиками, в отношении контракта, предусмотренного частью 21 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ (в случае установления требования в соответствии с частью 21 статьи 31 Федерального закона №44-ФЗ) и информации об исполнении которого в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ размещена в единой информационной системе.
Информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки. Следуя логике изменений жалобу можно будет подать только через ЕИС. Но прямо в предлагаемых изменениях об этом не написано.
Уведомление о принятии жалобы направляется участнику через ЕИС не позднее 3х часов с момента ее принятия к рассмотрению.
К стати, теперь и заказчики, уполномоченные органы (учреждения), и специализированные организации заменили общим термином — субъект контроля.
В пояснительно записке также указано, что «законопроектом предусматривается возможность обжалования действий (бездействия) заказчика, совершенных непосредственно в отношении заявки такого участника закупки. То есть исключается обжалование действий (бездействия) заказчика в отношении иных участников закупки».
По образу и подобию Арбитражного процесса в рассмотрение жалоб в антимонопольной службе вводят новую категорию лиц, которые могут участвовать при рассмотрении жалобы — «Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы».
Данное понятие вводится статьей 106 Федерального закона № 44-ФЗ, но не вводит критерии, по которым можно отнести лицо такой категории. Так что пока это может быть даже обычный гражданин.
Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить
в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы.
Пожалуй самое положительное изменение заключается в предоставлении права сторон жалобы участвовать в рассмотрении жалобы путем использования систем видеоконференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видеоконференц-связи. Как из АПК РФ списывали.
В настоящий момент видеоконференц-связь доступна лишь для дальневосточного региона.
Планируемая дата вступления в силу изменения — 1 июля 2020 года.