Антимонопольное ведомство начинает работу по совершенствованию Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
«То, что происходит сегодня в системе закупок в рамках 223-ФЗ противоречит интересам экономического развития нашей страны. Закон нуждается в серьёзной доработке, так как по сути практически не содержит никакой регламентации закупок. Заказчики и контролирующие органы сейчас полностью свободны в своих действиях и каждый из них понимает, как правильно надо делать по-своему — правил же нет, — констатирует всю серьёзность ситуации Михаил Евраев, заместитель руководителя ФАС России. — Поэтому необходимо совместно с участниками рынка начать работу по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере закупок госкомпаний. И в этой работе заинтересованы во многом сами участники рынка, потому что без четких и ясных правил плохо всем».
По данным Мониторинга применения Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в 2018 году (уточненные сведения на основании данных отчетности), подготовленного Министерством финансов Российской Федерации, в 2018 году среднее количество заявок на участие в закупке составило всего лишь 1,64 заявки. При этом, за прошлый год в рамках 223-ФЗ заключено договоров на сумму свыше 16,7 трлн рублей. Наиболее распространенными способами определения поставщика являются закупки иными способами — 60% от стоимостного объема, а также закупки у единственного поставщика, которые составляют 35% от стоимостного объема).
«Эти данные свидетельствуют о том, что существенных изменений в сфере закупок госкомпаний не происходит. Во многих случаях при проведении торгов мы наблюдаем отсутствие конкуренции, контракты заключаются с единственными поставщиками», — говорит Артем Лобов, начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России.
По мнению ФАС России, наличие чётких правил для проведения закупок в рамках 223-ФЗ, в том числе введение регламентации заключения договора, позволит внедрить в данную сферу механизмы здоровой конкуренции и снизить издержки по закупкам.
Основными проблемами, которые приводят к снижению эффективности закупочных процедур в рамках 223-ФЗ являются:- неограниченное право осуществления закупок у единственного поставщика;- отсутствие единых требований к участникам закупок;- отсутствие требований к составу заявок;- отсутствие единых требований к порядку оценки заявок;- изменение условий договора.
В данной работе ФАС России предложила экспертному сообществу предложила присоединиться к участию в работе для выработки совместных решений.
В случае заинтересованности в указанной работе контактные данные лиц (название организации, ФИО, телефон, электронную почту) можно направлять на электронный адрес: ivanovaea@fas.gov.ru