17 января 2019 года в рамках X Гайдаровского форума состоялась экспертная дискуссия «Мир закупок: перезагрузка».
Экспертами выступили представители регуляторов и контролеров сферы закупок. В их числе: Максим Рохмистров, аудитор Счетной палаты Российской Федерации; Татьяна Демидова, директор Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации; Анна Катамадзе, заместитель руководителя Федерального казначейства и Михаил Евраев, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы. А также в числе спикеров выступили: генеральный директор Корпорации МСП Александр Браверман и вице-президент Торгово-промышленной палаты Елена Дыбова.
Участники обсудили итоги развития системы государственных закупок, а также перспективы ее развития в условиях внедрения цифровых технологий. Каждый спикер высказал экспертное мнение в формате состоявшейся дискуссии. В частности, Татьяна Демидова, рассказала об определенных достижениях в рамках реализации принятых поправок в 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также перспективы дальнейшего развития. Говоря о достижениях в 2018 году, следует отметить состоявшийся отбор операторов электронных площадок и уполномоченных банков для открытия специальных счетов при участии в закупках, а также принятие акта Правительства, устанавливающего порядок регистрации участников закупок в Единой информационной системе. Соответствующий акт направлен на максимально возможный электронный обмен документами между федеральными органами исполнительной власти для того, чтобы снизить нагрузку на участников закупок.
Рассуждая о работе на предстоящий год, Татьяна Демидова уточнила, что планируется принятие поправки в требования к операторам электронных площадок.
«В ближайшие дни мы надеемся, что увидим соответствующий акт, предусматривающий еще дополнительную проверку операторов электронных площадок на предмет соблюдения единых требований в части защиты информации, которые вступили в силу с 1 января этого года», — отметила Директор Департамента.
Также Татьяна Демидова предложила рассмотреть вопросы об упрощении способов закупки, в том числе путем сокращения излишних, и о прекращении цикличности осуществления закупки в случае, если никто не приходит на закупочную процедуру. Цикличность способствует такому негативному фактору, как провоцирование вынужденного сговора между заказчиком и соответствующим поставщиком. «Чтобы этого не было, наше предложение – предусмотреть возможность после первого такого круга, то есть несостоявшейся закупки, повторной закупки и запроса предложений, возможность предоставить право заказчику заключить контракт с любым лицом, соответствующим требованию документации по согласованию с контрольным органом», — добавила она. Кроме того, Минфин России сейчас проводит работу в части установления права заказчика осуществлять закупку за единицу независимо от предмета закупки, что позволит заказчикам самостоятельно решать закупать соответствующий товар (работу, услугу) за единицу или с фиксированным объемом.
«К сожалению, у нас до сих пор нет в перечне товаров (работ, услуг), которые можно закупать за единицу, например, таких вещей, как уборка улиц, вывоз снега, где предугадать объем на начало года, сколько выпадет снега, либо сколько потребуется реагентов для устранения всех последствий, невозможно. Поэтому заказчики вынуждены либо передавать соответствующие закупки на подведомственные предприятия, чтобы впоследствии осуществлять закупку в рамках 223-го Закона, либо фиксировать объемы, и потом пользоваться возможностью изменения на плюс-минус 10% объемов с ценой соответствующего контракта», — заключила Директор Департамента.
Максим Рохмистров высказал видение будущего системы закупок, которая «должна состояться не какими-то точечными изменениями, а перезагрузиться концептуально».
Анна Катамадзе от имени Федерального казначейства озвучила предложения, которые нужно реализовать в сфере закупок, а именно: упростить процедуры закупок, повысить конкуренцию предложений; разгрузить нормы для заказчика и поставщика; перейти к превентивным мерам контроля и надзора. А также Анна Катамадзе рассказала об основных направлениях цифровизации закупок и влиянии госзакупок на экономику. Говоря об итогах 2018 года, она представила масштаб Единой информационной системы в сфере закупок в цифрах. В частности, к концу 2018 года количество запросов к ЕИС в сутки выросло со 140 млн до 220 млн. «Что дало такой прирост? Это добавление значительного объема нового функционала и бизнес-процессов в ЕИС, таких как заключение электронного контракта и связь между закупочным и бюджетным процессами, т.е. сверка с лимитами в режиме реального времени», – пояснила Анна Катамадзе. Кроме того, ЕИС – это более 10 000 автоматизированных проверок, свыше 2 млн активных пользователей, порядка 5 млн контрактов на сумму свыше 21,6 трлн рублей и база данных объемом в 340 Тбайт. С точки зрения автоматизации с 1 января 2019 года все закупочные процессы были переведены в электронный вид. «Ключевое – это не просто автоматизация, это изменение бизнес-процесса этих процедур, которое позволяет обеспечивать конфиденциальность подачи заявок, не раскрывая информацию об участниках. Это ключевой фактор в обеспечении конкурентности и прозрачности закупочного процесса», – добавила Анна Катамадзе. В ближайшее время также планируется запустить пилотное электронное актирование и сервис, который позволит зарегистрированным в ЕРУЗ поставщикам автоматически подавать заявки на открытие лицевых счетов в Федеральном казначействе. Говоря о перезагрузке системы госзаказа, Анна Катамадзе отметила необходимость упрощения процедура закупок, формирования КТРУ как инструмента нормирования и анализа цен, создания сервисов для поставщиков, перехода к превентивному контролю, а также устранение пробелов в регулировании, в том числе в области защиты прав предпринимателей в 223-ФЗ.
Михаил Евраев рассказал о перспективах развития контрольной деятельности, а также озвучил предложения по совершенствованию законодательства. Начиная свое выступление, замруководителя ФАС России отметил, что за 2018 год в целом было рассмотрено более 80 тыс. жалоб по 44-ФЗ и более 7 тыс. по 223-ФЗ. Рост по количеству рассмотренных жалоб по сравнению с 2017 г. составил порядка 70%. Михаил Евраев в своем выступлении остановился на необходимости унификации практики по контролю между центральным аппаратом и территориальными управлениями. «И это не только разъяснения по ключевым вопросам и унификация решений, но и проведение семинаров в режиме видеоконференции на постоянной основе по наиболее острым вопросам как с территориальными органами, так и с субъектами РФ», — сообщил он. Также спикер обратил внимание на необходимость использования предпринимателями информационной системы «Независимый регистратор», плагин которой можно скачать с ЕИС на бесплатной основе. Данная система позволяет предпринимателю вести в режиме реального времени запись электронных торгов, защищенную от стороннего вмешательства, которая является достоверным доказательством при рассмотрении жалоб в ФАС. Если предприниматель данную систему не использует, то у него не остаётся аргументов в защиту своей позиции при рассмотрении его жалобы на действия электронной площадки. Также ФАС России предложил развитие ЕИС в части контроля:
- направление жалоб и уведомлений всем заинтересованным лицам только через ЕИС;
- вся претензионная и иная официальная переписка заказчика с исполнителем в ЕИС;
- дистанционное рассмотрение жалоб, которое позволит не приезжать заказчикам и предпринимателям, находящимся в отдаленных регионах
Другое направление, которое получит широкое развитие, – это создание информационно-аналитической системы государственного оборонного заказа (ИАС ГОЗ) и внедрение в данной сфере закрытых торгов.
«Мы хотели бы, чтобы в гособоронзаказ пришла здоровая конкуренция, появился электронный документооборот, единый каталог по ГОЗ, возможность сравнения цен и проведения секретных торгов в электронной форме», — отметил Михаил Евраев.
Говоря о совершенствовании текущего законодательства о закупках, замруководителя ФАС России отметил необходимость исключения проведения «бесконечных торгов» путем введения права заказчика заключения контракта с единственным поставщиком на условиях документации о торгах.
Другая проблема, которая была отмечена ФАС России, — это разглашение информации об участниках электронных аукционов и сговор на торгах. «Решение этой задачи очень простое, — продолжил Михаил Евраев. – Необходимо исключить в электронных аукционах подачу первой части заявки, чтобы любая компания, зарегистрированная на ЕИС, после автоматической проверки её предквалификации, могла принять участие в электронном аукционе путём подачи ценового предложения с автоматическим блокированием обеспечения заявки. Поскольку круг участников торгов будет изначально не определен, то все проблемы сговора на торгах останутся в прошлом».
Еще одна проблема заключается в установлении в документации о торгах «ловушек» для формального отклонения участников. В основном это касается строительства. Антимонопольное ведомство предлагает предусмотреть возможность участия предпринимателей в электронном аукционе путем подачи только «согласия» на исполнение контракта (после автоматической проверки участника на соответствие предквалификационным требованиям) в строгом соответствии с документацией, содержащей все необходимые требования заказчика.
Также в настоящее время незащищенными оказались исполнители по контракту в случае его одностороннего расторжения со стороны заказчика. «Потеря» контракта и взыскание по нему обеспечения происходит даже, если компания признается добросовестной при рассмотрении вопроса о ее включении в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). В качестве решения проблемы антимонопольный орган предложил синхронизировать вступление в силу решения об одностороннем расторжении контракта с решением о включении компании в РНП. Это позволит добросовестным исполнителям сохранить контракт и обеспечение по нему.
Заканчивая свое выступление, Михаил Евраев обратил внимание на то, что в настоящее время в среднем 60% жалоб признаются необоснованными. В связи с этим он предложил рассмотреть вопрос о возможности введения платы, если жалоба участника закупки была признана необоснованной. Это позволит в определенной степени защитить заказчика от «профессиональных жалобщиков».
Данные предложения будут обсуждаться как с органами власти, так и с экспертным сообществом для выработки сбалансированной позиции.
Александр Браверман рассказал об общем объеме закупок крупнейших заказчиков с государственным участием у субъектов МСП. По итогам 2018 года по данным реестра договоров составил 3,058 трлн рублей при расширении номенклатуры до 362 тыс. позиций.
Глава Корпорации МСП также отметил, что более 67% в этом объеме занимает продукция производственного назначения, в том числе более 12% – инновационная, высокотехнологичная продукция. В 2018 году был введен ряд новаций в сфере закупок. Так, установлен исчерпывающий перечень способов осуществления конкурентных закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ, конкурентные закупки, участниками которых могут быть только субъекты МСП, проводятся только в электронной форме. При этом Правительством Российской Федерации для проведения таких закупок было сокращено количество электронных торговых площадок ((до 8 ЭТП). В 2018 году поставщиками стали 104 837 субъектов МСП, с которыми крупнейшими заказчиками заключено 402 103 договора, на общую сумму 3,058 трлн рублей (в 2017 году объем закупок у субъектов МСП крупнейших заказчиков составил 2,098 трлн рублей). Количество номенклатурных позиций закупаемых товаров, работ, услуг увеличилось с 161,7 тыс. до 362 тыс. позиций в 2018 году.
«Сегмент малого и среднего бизнеса в закупках показывает более высокий уровень конкуренции – в 1,1 раза, и более высокий уровень экономии средств заказчиков – в 2,1 раза, чем общая практика закупок по Закону № 223-ФЗ», – подчеркнул А. Браверман.
Планируемый объем закупок у малых и средних компаний на 2019 год, по данным Корпорации МСП, составляет 3,2 трлн рублей. При этом в Корпорации прогнозируют продолжение тенденции по расширению перечня наименований закупаемых у субъектов МСП товаров и услуг – ожидается, что номенклатура закупок в текущем году вырастет до 380 тыс. позиций. Александр Браверман отметил, что обеспечить выполнение данного показателя поможет создание цифровой платформы для поддержки производственной и сбытовой деятельности малых и средних компаний и формирование реестра производственных МСП – потенциальных поставщиков крупнейших заказчиков, консолидированная поддержка инновационных, высокотехнологичный субъектов МСП, включая стартап-предприятия и «газели». Ряд изменений коснется нормативно-правового регулирования системы закупок. В их числе расширение горизонта планирования закупок для субъектов МСП до 3 лет, введение административной ответственности за нарушение сроков по договорам с субъектами МСП, а также законодательное установление возможности развития («выращивания») крупнейшими заказчиками потенциальных поставщиков.
Елена Дыбова в своем выступлении затронула тему отношения бизнеса к «перезагрузке» государственных закупок. Бизнес-сообщество и власть должны искать совместные пути решения поставленных задач, а для этого необходимо выслушивать несколько сторон для понимания реальной ситуации дел.
«Сегодня на этой секции мы получили наглядное представление, как выстраивается государственная политика в сфере государственных закупок, какие изменения внедряются, но в тоже время каждый понимает, что в системе, по-прежнему, остаются недоработки. Конкуренция крайне низкая, совсем не та, какую мы хотели бы видеть, а результат зачастую не тот, на который мы рассчитываем. Чтобы кардинально изменить ситуацию в лучшую сторону, необходимо исследовать причины, почему так происходит». «Перезагрузка» должна быть не процессов. В 2019 году необходимо объединить усилия всех заинтересованных сторон и перезагрузить смыслы, поняв, к какой цели мы стремимся и как ее достичь, подвела итог Елена Дыбова.
Елена Агапова, директор Центра развития конкурентной политики и государственного заказа РАНХиГС выражает благодарность спикерам и участникам экспертной дискуссии «Мир закупок: перезагрузка»
Презентации докладчиков:
Презентация Татьяны Демидовой>>>
Презентация Максимa Рохмистрова>>>
Презентация Михаила Евраева>>>