Вправе ли заказчик вправе использовать ГОСТ для оценки репутации участников? — Ценный Советник — Межрегиональная специализированная организация
Вправе ли заказчик вправе использовать ГОСТ для оценки репутации участников?
Вправе ли заказчик вправе использовать ГОСТ для оценки репутации участников?

При проведении конкурентных закупок заказчики всегда балансируют на грани между обеспечением конкуренции и заключением контракта с надежным (данное слово каждый поймет по-своему) поставщиком.

Бывают случаи, когда заказчикам все же удается отстоять свои методы выбора надежных поставщиков даже в судах.

Заказчик провёл запрос предложений на завершение строительства поликлиники. В документации по критерию деловой репутации было установлено требование соответствия участника ГОСТ Р 66.1.03-2016 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности».

Участники не согласившись с такими критериями оценки заявок обратились в УФАС, который аннулировал закупку, посчитав, что такое требование заказчика ограничивает конкуренцию, а именно статью 8 Федерального закона № 44-ФЗ.

Заказчик решил обжаловать решение УФАС.

Суды первой и апелляционной инстанции решение УФАС признали незаконным, но арбитраж округа в споре между принципом обеспечения конкуренции и необходимостью наличия у строительных компаний деловой репутации поддержал позицию УФАС.

В итоге дело дошло до Верховного суда, который отменил решение арбитражного суда северо- западного округа, поставив точку в многолетних спорах о допустимости применения заказчиками ГОСТа о деловой репутации при проведении закупок в сфере строительства.

Суд указал, что ФАС обязана применять свои полномочия только для пресечения действительных, а не мнимых (!) нарушений в сфере закупок.

Оценка заказчиком деловой репутации в рамках действующего ГОСТа не препятствует подаче заявок, а отсутствие документов, подтверждающих такое соответствие, не является основанием для отклонения комиссией заказчика заявки подрядной компании. Не ограничивает конкуренцию и установление заказчиком условия о подтверждении участником закупки соответствия ГОСТу на основе двух систем добровольной сертификации.

Решение Верховного суда — яркий пример постоянного конфликта принципа обеспечения конкуренции (в его понимании каждым конкретным УФАС) и необходимостью определения заказчиком квалифицированного подрядчика.

С полным решением можно ознакомиться по ссылке