Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России опубликовал позицию по отдельным вопросам осуществления контроля в сфере закупок и согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предусмотренного пунктом 4 части 5 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
1. О сроке подписания участником закупки проекта контракта в случае необходимости согласования, предусмотренного пунктом 4 части 5 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Согласно положениям статьи 93 Закона № 44-ФЗ:
заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся осуществляется в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ для заключения контракта с победителем соответствующего способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), с учетом положений части 9 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (пункт 3 части 5);
срок для подписания заказчиком проекта контракта подлежит исчислению со дня, следующего за днем получения заказчиком (уполномоченным органом или уполномоченным учреждением) решения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (пункт 1 части 9);
контракт заключается не ранее чем через десять дней со дня размещения в единой информационной системе или подписания соответствующего протокола, указанного в части 6 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, и не позднее чем через двадцать дней с даты получения заказчиком (уполномоченным органом или уполномоченным учреждением) решения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Заключение контракта до получения такого решения не допускается (пункт 3 части 9).
При этом частью 8 статьи 832 Закона № 44-ФЗ установлено, что контракт считается заключенным с момента размещения в единой информационной системе контракта, подписанного заказчиком.
Таким образом, учитывая, что заключение контракта в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ осуществляется по общим правилам, предусмотренным статьей 832 Закона № 44-ФЗ, и с учетом особенностей, установленных статьей 93 Закона № 44-ФЗ:
1) заказчик направляет без своей подписи проект контракта на подпись участнику закупки в порядке и в срок, установленные статьей 832 Закона № 44-ФЗ, то есть до получения решения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
2) участник подписывает указанный проект контракта по правилам статьи 832 Закона № 44-ФЗ, в том числе до получения заказчиком решения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), то есть предусмотренные статьей 832 Закона № 44-ФЗ действия осуществляются участником закупки вне зависимости от получения заказчиком указанного решения;
3) заказчик подписывает контракт после получения заказчиком решения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в срок, предусмотренный пунктом 3 части 9 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
2. О выявлении контрольным органом в сфере закупок нарушений при рассмотрении обращения заказчика о согласовании заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 18 статьи 99 Закона № 44-ФЗ решение уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которое принято по результатам проведения внеплановой проверки, не может противоречить решению уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок федерального органа исполнительной власти, которое принято по результатам проведения внеплановых проверок одной и той же закупки.
Закон № 44-ФЗ не устанавливает содержания понятия вышеуказанного противоречия, в связи с чем его содержание определяется в конкретном случае, в том числе исходя из признаков противоречия, наличие которого предполагается одним из участников правоотношений.
При этом по общему правилу содержание понятия «противоречие» предусматривает ситуацию, при которой одно обстоятельство исключает или отрицает другое, несовместимое с ним.
Например, в случае установления контрольным органом в сфере закупок регионального уровня нарушения при рассмотрении обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в условиях, при которых ранее в отношении этой закупки контрольным органом в сфере закупок федерального уровня рассматривалась жалоба и проводилась внеплановая проверка, по результатам которой такое нарушение не выявлено, – отсутствует вышеуказанная ситуация, при которой одно обстоятельство исключает другое.
Так, нарушение устанавливается соответствующим контрольным органом в сфере закупок в случае его выявления, – в связи с чем также возможны ситуации, при которых нарушение не выявлено с учетом представленных пояснений, информации и документов, а также рассмотренных контрольным органом в сфере закупок конкретных обстоятельств.
Однако это не исключает ситуацию, при которой имеющееся нарушение может быть установлено впоследствии, в том числе иным контрольным органом в сфере закупок, при представлении или выявлении подтверждающих информации и документов.
3. О выполнении решений и предписаний контрольных органов в сфере закупок федерального и регионального уровня в отношении одних и тех же действий (бездействий) субъектов контроля.
Согласно части 19 статьи 99 Закона № 44-ФЗ в случае, если федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам внеплановых проверок выданы связанные с одной и той же закупкой решения в отношении одних и тех же действий (бездействия) субъектов контроля, выполняется решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Аналогичные положения в отношении решения и предписания контрольного органа в сфере закупок федерального уровня предусмотрены абзацем первым пункта 9 правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. № 1576.
Также частью 23 статьи 99 Закона № 44-ФЗ установлено, что контракт не может быть заключен до даты исполнения выданного предписания.
Следует учитывать, что решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) само по себе не является в полной мере тождественным решению о результатах проведения внеплановой проверки, поскольку такое решение о согласовании либо отказе в согласовании помимо результатов внеплановой проверки также содержит вывод о согласовании и, соответственно, о возможности заключить контракт, либо об отказе в таком согласовании, а также оно принимается исключительно контрольным органом в сфере закупок соответствующего уровня (федерального или регионального, или местного в зависимости от уровня закупки), в связи с чем оно не может быть принято иным контрольным органом в сфере закупок.
В случае принятия в отношении одной закупки контрольным органом в сфере закупок федерального уровня решения и предписания по результатам проведения внеплановой проверки, а также вышеуказанного решения о согласовании контрольного органа в сфере закупок регионального уровня, целесообразно руководствоваться следующим:
1) в отношении одних и тех действий (бездействия) субъектов контроля выполняются решение и предписание контрольного органа федерального уровня, принятые по результатам проведения внеплановой проверки. При этом в случае выдачи предписания контракт не заключается до его исполнения;
2) решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) может быть принято исключительно контрольным органом в сфере закупок соответствующего уровня. В частности, для нужд субъекта Российской Федерации такое решение принимается контрольным органом в сфере закупок регионального уровня;
3) при принятии контрольным органом в сфере закупок регионального уровня вышеуказанного решения о согласовании либо об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) также проводится внеплановая проверка, результаты проведения которой включаются в состав единого решения о согласовании либо об отказе в таком согласовании;
4) выполнение вышеуказанных решения и предписания контрольного органа федерального уровня не означает во всех случаях невозможность реализации вышеуказанного решения о согласовании, принятого контрольным органом в сфере закупок регионального уровня;
5) решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), принятое контрольным органом в сфере закупок регионального уровня, исполняется в части, не противоречащей решению и предписанию, выданным контрольным органом в сфере закупок федерального уровня по результатам проведения внеплановой проверки этой закупки, за исключением ситуации, указанной в нижеследующем пункте 6;
6) решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), принятое контрольным органом в сфере закупок регионального уровня, не может быть исполнено в случае, если предписание, выданное контрольным органом в сфере закупок федерального уровня по результатам проведения внеплановой проверки этой закупки, предусматривает отмену итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в соответствии с которыми определен такой единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) (в том числе путем предписания аннулировать определение поставщика (подрядчика, исполнения) или внести изменения в извещение об осуществлении закупки и документацию о закупке, или отменить итоги определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с целью повторного рассмотрения ранее поданных заявок на участие в закупке);
7) решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), принятое контрольным органом в сфере закупок регионального уровня, влечет невозможность заключения контракта вне зависимости от решения и предписания, выданных контрольным органом в сфере закупок федерального уровня по результатам проведения внеплановой проверки этой закупки, поскольку согласно пункту 3 части 9 статьи 93 Закона № 44-ФЗ заключение контракта до получения решения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не допускается.
4. О способе направления объектов контроля для осуществления контроля, предусмотренного частями 5 и 51 статьи 99 Закона № 44-ФЗ.
В соответствии с положениями подпункта «а» пункта 13 Правил осуществления контроля, предусмотренного частями 5 и 51 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2020 г. № 1193 (далее – Правила) объект контроля направляется заказчиком в соответствующий орган контроля на бумажном носителе или в электронной форме с использованием информационных систем, применяемых заказчиком и органом контроля (при наличии таких систем), с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
Таким образом, способ направления объекта контроля (на бумажном носителе или в электронной форме) определяется в конкретном случае, исходя из наличия и применения заказчиком и органом контроля, информационной системы, обеспечивающей возможность направления объекта контроля в электронной форме.
Согласно информации, представленной Казначейством России, определенным заказчикам, осуществляющим закупки для федеральных нужд, обеспечивается возможность направления документов в территориальные органы Казначейства России посредством прикладного программного обеспечения «Система удаленного финансового документооборота» (СУФД).
5. О направлении проекта контракта в отдельных случаях закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для осуществления контроля, предусмотренного частями 5 и 51 статьи 99 Закона № 44-ФЗ.
Частью 6 статьи 99 Закона № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации наделено полномочиями на утверждение порядка осуществления контроля, предусмотренного частями 5 и 51 статьи 99 Закона № 44-ФЗ, в том числе за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объема финансового обеспечения для осуществления закупок, а также на определение порядка действий органов контроля при выявлении несоответствия контролируемой информации. При этом в таком порядке Правительством Российской Федерации в дополнение к указанной информации может определяться иная информация, подлежащая контролю.
Согласно пункту 25 Правил при осуществлении закупок в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 6, 7, 10 — 14, 16, 17, 19, 22, 31 — 33, 35, 37 — 39, 47, 48, 54, 55 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ:
заказчик до направления проекта контракта участнику закупки направляет в соответствующий орган контроля проект контракта, предусмотренный подпунктом «з» пункта 4 Правил (подпункт «а» пункта 25 Правил);
проект контракта в случае отсутствия уведомления о соответствии контролируемой информации Правилам участнику закупки не направляется (подпункт «в» пункта 25 Правил). При этом такое уведомление формируется по результатам проведения соответствующих проверок органом контроля не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем поступления проекта контракта (абзац третий подпункта «б» пункта 25 Правил).
В целях контроля контролируемой информации в предусмотренном Законом № 44-ФЗ контракте, заключаемом в вышеуказанном перечне случаев с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), Правилами определен порядок, в том числе дополнительно предусматривающий иную подлежащую контролю информацию, содержащуюся в проекте такого контракта.
Учитывая вышеуказанное предварительное направление проекта контракта в орган контроля (до направления участнику закупки), Правилами предусматривается:
1) составление такого проекта контракта. При этом контракты в вышеуказанном перечне случаев закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотрены в части 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, допускающей заключение контрактов любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок;
2) направление в орган контроля проекта контракта, не содержащего подписи участника закупки.
Согласно пункту 15 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1084, при положительном результате проверки, предусмотренной пунктами 13 и 14 указанных правил, Казначейство России формирует реестровую запись, в которую включаются информация и документы, подлежащие включению в реестр контрактов.
При этом при отсутствии уведомления о соответствии контролируемой информации Правилам, указанной в объекте контроля, предусмотренном подпунктом «з» (при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в вышеуказанном перечне случаев закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)) пункта 4 Правил, Казначейство России при формировании реестровой записи проставляет отметку о непроведении проверок, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 11 Правил, — то есть реестровая запись формируется и в ней проставляется указанная отметка о непроведении проверок.
С оригиналом письма можно ознакомиться по ссылке.