Верховный Суд РФ принял решение от 21.10.2019 № АКПИ19-662 «О признании не действующим со дня принятия письма ФАС РФ от 31.05.2011 № ИА/16692 «О разъяснении пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»».
В решении отмечается, что изложенное в оспариваемом письме толкование п. 1 ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О защите конкуренции» применяется в качестве нормативного обоснования правоприменительного решения.
Следовательно, письмо опосредованно, через правоприменительную деятельность территориальных органов ФАС России, приобрело обязательный характер в отношении неопределенного круга лиц, являющихся субъектами правоотношений, регулируемых едерального закона «О защите конкуренции», рассчитано на неоднократное применение, а значит, имеет нормативные свойства.
Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, установлен запрет, согласно которому издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается. Из чего следует, что никакие письма федеральных органов исполнительной власти не могут быть основанием для регулирования правоотношений.
Верховный Суд неоднократно высказывайся по вопросу правового статуса рисам разных федеральных органов исполнительной власти для своих территориальных подразделений (например Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих. нормативными свойствами»). Каждый раз судом отмечается, что если такие письма не прошли специальный порядок регистрации, то они не носят нормативный характер и являются всего лишь обычным письмом.
А как мы знаем, в сфере госзакупок таких «писем» очень много.