Так сложилось, что благодаря короновирусу, и без того часто изменяемое и дополняемое законодательство о контрактной системе в апреле 2020 года стало меняться еще чаще. На этот раз под изменения попали непосредственно положения Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».
Одно из самых значимых изменений для заказчиков, которое уже вступило в силу 24.04.2020 года – увеличение суммы контракта, заключаемых с единственным поставщиком в соответствии с п 4 ч.ст.93 Федерального закона № 44-ФЗ. Теперь цена контракта с 300 000 рублей увеличилась до 600 000 тысяч рублей. При этом объем таких закупок должен составлять не более 10% от СГОЗ или 2 000 000 рублей.
Данные изменения – предвестники перевода закупок у единственного поставщика в электронную форме. Это подтверждают изменения п.4 и 5 ч 1 ст 93, которые вступают в ситу с 1 октября 2020 года.
Статья 24 Федерального закона № 44-ФЗ дополняется частью 2.1., которая устанавливает, что с учетом особенностей, установленных Федеральным законом №44-ФЗ, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ (далее также — электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также — закрытые электронные процедуры).
Отдельно обращаем внимание, что на контракты, заключенные в соответствии с п 4 и 5 ч 1 ст 93 Федерального закона № 44-ФЗ в электронной форме, не распространяются исключения, установленные в части 15 ст 34 Федерального закона № 44-ФЗ.
Т.е. в таких контрактах обязательно должны быть указаны:
— обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом;
— информация о размерах и порядке начисления штрафов и пени, а также условия освобождения от их уплаты;
— порядок и сроки оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Федерального закона №44-ФЗ, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 Федерального закона № 44-ФЗ требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа;
— об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Также при заключении контрактов с единственным поставщиком в электронной форме заказчики обязаны использовать типовые контракты и типовые условия, если такие имеются.
Отдельно хочется отметить, что законодатель допустил «интересную» ошибку и установил очередное невыполнимое условие, что заказчики при заключении контрактов в соответствии с п 4 и 5 ч 1 ст 93 должны установить график исполнения контракта если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей.
При заключении контракта с единственным поставщиком в электронной форме заказчик обязан определить и обосновать цену контракта в порядке, установленном Федеральным законом № 44-ФЗ.
Порядок заключения контрактов с единственным поставщиком в электронной форме устанавливается как и для всех электронных процедур стать 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ.
Но главным вопросом закупок у единственного поставщика по п 4 и 5 ч 1 ст 93 Федерального закона № 44-ФЗ остается следующее:
Часть 12 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что закупка товара в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93, может осуществляться в электронной форме с использованием электронной площадки на сумму, не превышающую 3 миллионов рублей.
При этом п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ устанавливают общий объем закупок 10% от СГОЗ или 5 млн. рублей и 5% от СГОЗ или 5 млн. рублей.
Предположим, что заказчик имеет право осуществлять закупки по пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 не более 2 и 5 млн. рублей по каждому соответственно, может ли он заключить контракты с единственным поставщиком, в том числе и в электронной форме, на сумму 10 млн. рублей?
Но видимо такой заказчик станет постоянным гостем органов контроля и надзора по вопросам «дробления закупок» и «ухода от проведения конкурентных закупок».
Отдельно актуален вопрос о том, где осуществлять закупки у единственного поставщика в электронной форме.
С 1 июля 2020 года понятие электронная площадка (п 17 ч 1 ст 3 44-ФЗ) дополняется информацией, что электронная площадка — это в том числе сайт закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона -№44-ФЗ.
В настоящее время Правительством РФ и Минфином РФ отобрано всего 9 электронных площадок, в том числе 1 для гособоронзаказа.
В связи с тем, что в статье 3 Федерального закона № 44-ФЗ отсутствуют термины и определения, под которые попадает Единый агрегатор торгов «Березка», то остается вопрос, как быть федеральным заказчикам, осуществляющие закупки у единственного поставщика, которые по сути являются электронными, через «Березку».
У законодателя для решения обозначенных нами вопросов еще есть пара месяцев.
Ждем новых изменений.