Минфин РФ планирует постепенно сближать нормы закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ) с положениями закона «О контрактной системе» (44-ФЗ), заявила журналистам руководитель департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Татьяна Демидова в кулуарах мероприятия Торгово-промышленной палаты РФ, посвященного Дню предпринимателя.
«Дальнейшее развитие 223-ФЗ видим в его максимально возможном сближении с 44-ФЗ, — сказала она. — Оценка закона (в том числе последних изменений — ИФ) о госзакупках, как со стороны заказчиков, так и поставщиков, положительная — критики мы фактически не слышим. Соответственно все лучшие достижения 44-ФЗ необходимо применять в законе о закупках госкомпаний».
При этом Демидова отметила, что первоочередной задачей Минфина по развитию 223-ФЗ является завершение работы по двум законопроектам — об исчерпывающем перечне документов для конкурсной заявки и о требованиях к банковским гарантиям, которые готовы, согласованы, поддержаны как госорганами, так и участниками рынка, но никак не могут пройти рассмотрение в Госдуме РФ.
Также, по ее словам, в 223-ФЗ не до конца решен вопрос с обеспечением своевременной оплаты госкомпаниями поставленных товаров, выполненных работ. «Эта проблема остается, поскольку законодательно срок оплаты по выполненному контракту установлен, но наказания за его нарушение нет», — сказала она.
Одним из важных направлений развития 223-ФЗ Минфин считает введение унифицированных способов закупок. «Сегодня речь идет о трех способах закупок: конкурс, аукцион и запрос котировок, — рассказала Демидова. — При этом мы разграничиваем конкурс и аукцион — для конкурса может использоваться не только ценовой критерий, но и другие — оценка предмета закупки, опыта поставщика и т.п. Что касается запроса котировок, то рассматривается возможность изменения его формата — в сторону закупок малого объема, электронных магазинов или закупок из каталога».
Она подчеркнула, что работу над развитием 223-ФЗ Минфин планирует вести с активным участием участников рынка (поставщиков и заказчиков — ИФ). «Наша задача идти не путем понуждения, а в режиме диалога, поскольку и заказчики у нас чувствительные и авторитетные, выполняющие важные функции, — сказала Демидова. — Должен быть такой режим диалога, чтобы то или иное нововведение можно было бы попробовать в тестовом режиме».
«Задача заключается не в том, чтобы сделать много-много поправок к закону о закупках госкомпаний, а в том, чтобы развивать этот закон поступательно, аккуратно и чтобы все было экономически обосновано», — добавила она.
Одним из перспективных направлений развития 223-ФЗ Демидова назвала, в частности, масштабирование опыта по электронизации закупок госкомпаний у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) и их переводу на электронные торговые площадки (ЭТП) для госзакупок. «В итоге услышали мнения, что стало удобно, более комфортно работать — одна ЭЦП, одна процедура регистрации открывает доступ ко всем закупкам, — рассказала она. — Почему бы не распространить это правило на все закупки в рамках 223-ФЗ».
Помимо этого, по словам Демидовой, сейчас стоит амбициозная задача по увеличению доли субъектов МСП в закупках госокмпаний. Для ее решения, по оценке Минфина, необходимо создать для поставщиков комфортную экономическую среду, а также завоевать их доверие — на предмет честности закупок, их прозрачности.
«У субъектов МСП сейчас нет доверия, нет уверенности, что они смогут выиграть в закупках госкомпаний без устойчивых коммерческих связей», — подчеркнула она.
Еще одним важным направлением развития 223-ФЗ Демидова назвала импортозамещение. «Сейчас, наверное, как раз то время, та ситуация (запуск масштабных национальных проектов, действующие в отношении РФ санкции), когда этому направлению можно уделить значительное внимание, поскольку было бы неразумно не использовать механизм импортозамещения для развития своих ресурсов, — отметила она. — Введенные в отношении страны санкции показали, что такие ресурсы, которые мы могли бы успешно развивать, у нас есть. Особенно показателен результат, полученный в агропромышленном секторе».
Источник: Интерфакс-ПроЗакупки.