1 мая 2019 года Президент России подписал Федеральные законы № 69, 70 и 71, вносящие поправки в 44-ФЗ и в 223-ФЗ, в том числе весьма существенные.
- Федеральный закон от 01.05.2019 № 69-ФЗ «О внесении изменений в статьи 56 и 56-1 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Закон вступил в силу со 2 мая 2019 г., распространяется на все закупки, извещения которых опубликованы со 2 мая включительно.
1.1. закупки услуг по организации отдыха детей и их оздоровления проводятся:
- конкурсами с ограниченным участием в электронной форме (с дополнительными требованиями по Постановлению Правительства РФ №99) (бумажные вроде как тоже можно, но так как их почти никогда нельзя, то не указываю);
- запросом котировок (без дополнительных требований);
- у единственного поставщика (без дополнительных требований).
2. Федеральный закон от 01.05.2019 № 70-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Закон вступает в силу со 31 июля 2019 г.
Изменения в законы 223-ФЗ и 44-ФЗ:
2.1. бюджетным учреждениям и унитарным предприятиям дали право проводить закупки по 223-ФЗ за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию;
2.2. для того, чтобы воспользоваться этим правом бюджетным учреждениям и унитарным предприятиям нужно до 1 октября 2019 г. внести соответствующие поправки в Положение о закупках.
Изменения в закон 44-ФЗ:
2.3. ст. 14 изменена в части требования по публикации обоснования невозможности соблюдения нацрежима. Теперь заказчики публикуют это обоснование в случае, если НПА по нацрежиму не установлено иное;
2.4. в ст. 34 добавили п. 29.1, который разрешает заказчикам при закупке работ по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных предметов и т.п. (см. например, п. 2 ч. 2 ст. 56.1) устанавливать в контракте требование о выполнение работ подрядчиком самостоятельно, без привлечения субподрядчиков;
2.5. в п. 5 ч. 1 ст. 93 добавили дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел;
2.6. в п. 5 ч. 1 ст. 93 изменили лимиты по закупкам:
- цена одного контракта – не более 600 тысяч рублей включительно;
- общий лимит закупок по п. – не более 5 млн. рублей включительно или не более 50% СГОЗ и при этом не более 30 млн. руб.;
2.7. изменены пункты 10, 13, 17 ч. 1 ст. 93, а также внесены поправки по отчетам о нецелесообразности «торгов» (ч. 3 ст. 93), по «внешней экспертизе» (ч. 4 ст. 94), по реестрам контрактов (ч. 2 ст. 103) по этим пунктам.
3. Самые обширные поправки нам принёс Федеральный закон от 01.05.2019 № 70-ФЗ.
Закон вступает в силу частями, поправок много, поэтому указываю не все поправки, а только наиболее важные.
Изменения, вступают в силу поэтапно — 12 мая, 1 июля, 31 июля и т.д.
3.1. размер штрафа в контракте указывается в процентах ;
3.2. отмена отчетов об исполнении контракта, этапа контракта;
3.3. сокращен срок рассмотрения УФАС документов при внесении участников в РНП – 5 рабочих дней вместо 10 дней;
3.4. срок для подачи жалобы в контрольный орган по ситуациям кроме жалобы на положения документации и жалобы на заключение контракта сокращен с 10 до 5 дней;
3.5. контрольному органу запрещено требовать документы при рассмотрении жалобы, если они размещены в ЕИС;
3.6. отмена плана закупок и как следствие будет изменена форма плана-графика (изменена ст. 16, должны быть изменены соответствующие ПП);
3.7. сокращен срок ожидания после внесения изменений в план-график: вместо 10 дней теперь всегда ждём только 1 день до размещения извещения в ЕИС или заключения контракта при закупке у единственного поставщика;
3.8. установили возможность закупать по цене за единицу товара, работы, услуги при невозможности определить объем любой продукции. Исключение — закупка лекарств. Их так можно закупать только с 01.10.2019.;
3.9. увеличен ценовой порог для проведения короткого аукциона. Вместо 3 млн. теперь 300 млн руб. для любых закупок, 2 млрд руб. при закупке строительных работ.;
3.10. обязательное размещение проектной документации при закупке строительных работ;
3.11. при закупке строительных работ в первой части заявки даётся только согласие;
3.12. срок рассмотрения первых частей заявок сокращен до 3 рабочих дней, при коротком аукционе – 1 рабочий день;
3.13. при закупке строительных работ в случае включения в документацию проектной документации торги по аукциону проводится через 4 часа после окончания срока подачи заявок;
3.14. если при проведении закупки отсутствуют заявки, то возможно заключить контракт с единственным поставщиком по согласованию с контрольным органом на условиях документации;
3.15. увеличен ценовой порог на один контракт при закупках у единственного поставщика: п. 4 – 300 тыс. руб., п. 28 — 1 млн. руб.;
3.16. появилась возможность заключить контракта со вторым участником без проведения конкурентных закупок при расторжении контракта с победителем по решению суда или заказчиком в одностороннем порядке;
3.17. разрешено изменение любых существенных условий контракта с единственным поставщиком в ряде случаев (п.п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93;
3.18. разрешено изменение объема и видов работ в контрактах на строительные работы, сохранение объектов культурного наследия при условии изменения цены не более чем на 10 %, а также изменение срока этих работ при невозможности исполнения контракта по независящим от сторон обстоятельствам либо по вине подрядчика;
3.19. СМП и СОНКО освобождаются от обеспечения исполнения контракта при положительном опыте исполнения контрактов за последние 3 года с суммарной стоимостью не менее НМЦК заключаемого контракта, информация об этом предоставляется участником из реестра контрактов;
3.20. при закупке у ед. поставщика не требуется извещение и отчет о нецелесообразности проведения закупок конкурентным способом;
3.21. при закупке у единственного поставщика по пунктам 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч.1 ст. 93 в контракт включается обоснование цены;
3.22. отмена обязательности привлечения «внешних» экспертов при приемке продукции.