Напомним, его второе и третье чтения прошли в Государственной Думе 25 марта 2016 г. и в случае подписания Президентом России закон вступит в силу с 1 июля 2016 года (одновременно с Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»).
Среди целей Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам стандартизации» — разделение сфер регулирования Федеральных законов «О техническом регулировании» (от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ) и «О стандартизации в Российской Федерации» (от 29 июня 2015 г. №162-ФЗ).
Также «спутником» приводятся в соответствие со 162-ФЗ нормы ряда федеральных законов в части деятельности по стандартизации.
Среди важных новаций – изменения в законодательство о закупках. Вносятся поправки в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
При осуществлении закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ заказчики будут обязаны при описании объекта закупки использовать документы национальной системы стандартизации. В противном случае должно содержаться обоснование их неиспользования.
Алексей Абрамов, Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт):
— Изменения законодательства о закупках дадут возможность качественного улучшения регулирования в сфере закупок, повышения прозрачности конкурсных процедур и эффективности расходования бюджетных средств. У заказчика появится возможность определять надежность будущих поставок и затрат на их осуществление, и что немаловажно, минимизировать возможные коррупционные проявления в этой сфере.
В первую очередь, мы ожидаем позитивных изменений в сфере закупок продукции для социально-значимых объектов, таких как детские сады, школы, детские дома, больницы.
Вместе с тем, законом не исключается возможность описания объекта закупки через иные, нестандартизированные правила — к примеру, в случае необходимости закупок инновационной продукции. Но в этом случае заказчику необходимо будет доказать, что поставляемый товар необходим, соответствует его реальным потребностям и имеет нестандартные качественные и количественные характеристики. По нашим оценкам, это позволит существенно сократить случаи закупок товаров по завышенным ценам в связи с его так называемыми «уникальными характеристиками».
Эти нормы мы неоднократно и широко обсуждали на самых разных публичных площадках с экспертным сообществом, с бизнесом. Итоги обсуждения показали давно назревшую необходимость закрепления таких изменений в сфере закупок.
По материалам Госстандарта.