Разъяснен порядок применения постановления Правительства РФ от 6 марта 2022 г. № 301 — Ценный Советник — Межрегиональная специализированная организация
Разъяснен порядок применения постановления Правительства РФ от 6 марта 2022 г. № 301
Разъяснен порядок применения постановления Правительства РФ от 6 марта 2022 г. № 301

В письме Минфина РФ от 18.04.2022 № 24-01-09/34211 даны разъяснения в части применения постановления Правительства РФ от 6 марта 2022 г. № 301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры».

На кого распространяются положения Постановления №301?

Положения пункта 1 Постановления №301 применяются исключительно к тем заказчикам, к которым напрямую были введены санкции или ограничительные меры, указанные в данном пункте, за исключением кредитных организаций. Однако для кредитных организаций данные нормы также распространяются, если санкции касаются лиц, контролирующих такую организацию. При этом правила пункта 1 Постановления № 301 не относятся к закупкам, осуществляемым заказчиками, которые не подпадают под его действие. Например, пункт 1 не применяется к закупкам дочерней компании, в уставном капитале которой есть доли заказчика, не являющегося кредитной организацией, на которого наложены санкции. Формирование списка заказчиков, к которым применяются санкции, не регламентировано нормативными актами.

Таким образом, применение положений Постановления №301 заказчиком осуществляется на основе информации или документов о введении санкций в отношении него, включая доступные публичные данные. Применение начинается с момента введения санкций или, если они были введены до выхода Постановления № 301, с момента его вступления в силу.

Какие способы осуществления закупок предусмотрены для заказчиков, попавших под действие Постановления №301?

Согласно положениям частей 3-32 статьи 3 и статьи 35 Закона № 223-ФЗ, заказчики, упомянутые в Постановлении № 301, в настоящее время проводят закупки через закрытые конкурентные процедуры, включая электронный формат (исключительно на тех электронных площадках, которые предназначены для закрытых конкурентных закупок и включены в перечень, указанный в части 4 статьи 35 Закона № 223-ФЗ, являющимся приложением № 2 к распоряжению Правительства РФ от 12 июля 2018 года № 1447-р); а также через неконкурентные закупки, при которых информация о закупках не размещается в ЕИС (что означает несоблюдение условия размещения в ЕИС, установленного подпунктом «а» пункта 1 части 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ). Процедура осуществления неконкурентных закупок регламентируется в соответствии с положениями, изложенными в частях 3-32 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Требования к электронной площадке для проведения неконкурентных закупок в электронном виде, а также порядок их проведения не охватываются положениями Закона № 223-ФЗ. При этом важно учитывать необходимость осуществления мер по защите размещаемых и формируемых материалов. Департамент также сообщает о внесенных изменениях в постановление Правительства РФ от 8 июня 2018 года № 656, касающихся определения дополнительных операторов специализированных электронных площадок в 2022 году.

Включается ли в реестр договоров информация о закупке заказчиком, попавшим под действие Постановления №301?

В соответствии с частью 3 статьи 41 Закона №223-ФЗ, реестр договоров не должен содержать информацию и документы, которые согласно данному Закону не подлежат размещению в ЕИС. Учитывая, что Постановление № 301 издано в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, которая определяет один из случаев осуществления закупок, описанных в части 15 статьи 4 Закона №223-ФЗ, информация и документы по закупкам, указанным в Постановлении № 301, не добавляются в реестр договоров. Также в реестр не будут вноситься данные о выполнении, изменении или расторжении тех контрактов, информация о которых была ранее зафиксирована в реестре (до принятия Постановления № 301), поскольку данный акт не содержит переходных норм и должен применяться заказчиками ко всем закупкам. Информация по закупкам, которые согласно части 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ не подлежат размещению в ЕИС, должна включаться в отчет, предусмотренный частью 19 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, в агрегированном формате в соответствии с требованиями раздела VIII постановления Правительства России от 10 сентября 2012 г. № 908.

Следует ли заказчикам, попавшим под действие Постановления №301, применять его при проведении закупок по Закону №44-ФЗ и закупке обязательного аудита?

Постановление № 301 принято в соответствии с Законом №223-ФЗ, который, согласно пунктам 3 и 7 части 4 статьи 1 этого Федерального закона, не охватывает отношения, связанные с закупками товаров, работ и услуг заказчиком по Федеральному закону от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон №44-ФЗ). Кроме того, законодательство не регулирует процесс выбора аудиторской компании для обязательного проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно статье 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 307-ФЗ). В этом контексте Постановление № 301 не применяется к взаимоотношениям, связанным с осуществлением закупок заказчиками по Закону № 44-ФЗ и Закону № 307-ФЗ, в том числе к закупкам, направленным на организацию обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.